Отрасли специализации промышленности Центрального районаМатериалы студентам и ученикам / Трудовые ресурсы, их численность, характеристика развития угольной промышленности / Отрасли специализации промышленности Центрального районаСтраница 1
Ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения Центрального района характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая промышленность.
Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.
Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва, где имеются производственные объединения имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), производственное объединение АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич». В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод. Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения Коломенский тепловозостроительный завод (Московская область). Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Развито в Центральном районе и вагоностроение, представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.
Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся такие заводы, как «Красный пролетарий», выпускающий серийные полуавтоматические и автоматические станки, завод им. Орджоникидзе, специализирующийся на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Москва – крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). Крупными центрами станкостроения стали Рязань и Коломна.
Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации и систем управления. Основной центр этой отрасли – Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр» и др.). Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске и других городах.
Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).
В районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. Так, в Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке (Тверская область) – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.
В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.
В дальнейшем в условиях развития рыночных отношений в районе будет углубляться специализация таких отраслей машиностроения, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство оборудования для легкой, полиграфической и пищевой промышленности, а также строительно-дорожных машин.
Несмотря на наличие в районе собственной металлургической базы, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных предприятий прокатом черных металлов. Поэтому район останется и впредь потребителем в основном уральского проката и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.
Важнейшей отраслью рыночной специализации является химическая промышленность. На местном сырье развито производство минеральных удобрений, в частности, суперфосфата и фосфоритной муки (в Воскресенске Московской области и Полпине Брянской области), растут выработка каустической и кальцинированной соды, а также производство серной кислоты. Новомосковский химический комбинат (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также на Щекинском химическом комбинате (Тульская область) и в Дорогобуже (Смоленская область) на базе природного газа, поступающего с Северного Кавказа.
Смотрите также
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Большая часть
туристов приезжает в Петербург для того, чтобы собственными глазами увидеть его
знаменитые на весь мир достопримечательности, пройтись по улицам и площадям, на
которых развора ...
Историко-культурные и этнографические достопримечательности
как рекреационные ресурсы Кольского полуострова
Кольский полуостров издавна осваивался и поэтому он
имеет очень богатую историю. Люди поселились на его территории еще до нашей
эры. До наших дней дошли многочисленные творения их рук, дошедшие до ...
ТЭК Украины
Украина
как независимое государство образовано в 1991г. На протяжении последних 10 лет
наблюдается продолжительный экономический и социальный спад, который
характеризуется такими ...