Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 2
Из кустарных промыслов в Нижегородской области (XVIII в.) возникли первые железоделательные предприятия, из которых впоследствии возникли металлургические заводы.
В советское время в районе сложился крупнейший комплекс автомобильной промышленности на долю которого приходилось 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых и 1/4 автобусов. Головным предприятием стал Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ) в г. Нижний Новгород.
.
Численность населения Волго-Вятского района составляет 8500 тыс. человек. Численность городского населения постоянно увеличивается и составляло на тоже время 59%. Населён район неравномерно. Более освоена территория Правобережья.
Рост городов в районе в значительной мере определён наличием водных путей, а в последние 40 лет и строительством транзитных магистралей железных дорог.
Кировская область. Ведущие отрасли промышленности здесь — машиностроение, электроэнергетика, химическая, лесная и деревообрабатывающая, кожевенная, обувная, меховая промышленности.
Промышленность области использует привозное (и отчасти местное) сырьё, производит высококачественнную сталь, прокат чёрных и цветных металлов, подъёмно-транспортное оборудование, кабель, лесопосадочные и сельскохозяйственные машины, суда, измерительные приборы, фосфоритную муку (на местном сырье), автопокрышки, кожу, обувь, меха, фанеру, мебель, техническую бумагу.
Сельское хозяйство специализируется на молочном и мясном животноводстве, производстве зерна, льна, картофеля.
Главная железнодорожная линия — широтная транзитная магистраль Москва—Вятка—Екатеринбург. Кроме: Котельнич—Нижний Новгород, Вятка— Котлас, Яр—Лесной. Судоходство по реке Вятке и её притокам. Автодороги с твёрдым покрытием Вятка—Уржум, Вятка—Котельнич—Советск и др.
Нижегородская область. Здесь преобладает тяжёлая индустрия использующая привозное сырьё и топливо. Главной отраслью является машиностроение и металлообработка. Главное предприятие — Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ). Другие предприятия — в основном его смежники (их более 1000). Вторую группу производств представляют нефтепереработка и нефтехимия, основная химия и лесохимия. лесная и деревообрабатывающая промышленность производит пиломатериалы, древесно-стружечные плиты (ДСП), мебель. Третье место в России по производству и поставкам бумаги и четвёртое по производству картона. В третьей группе лёгкая промышленность, выпускающая хромовые, подошвенные и технические ткани, трикотажные изделия. Имеются мукомольная, макаронная и молочная фабрики, завод шампанских вин.
Электроэнергетика на местном торфе и топочном мазуте. Также электричество поступает по ЛЭП Москва—Самара.
Животноводство Молочно-мясного и молочного направлений.
Железные дороги Москва—Нижний Новгород— Вятка, Москва—Арзамас—Казань и др. Главная автодорога — Москва—Арзамас—Казань; проходят нефтепровод и газопроводы.
Республика Мордовия. Главные отрасли — машиностроение и металлообработка. Далее по значимости: лёгкая, пищевая, пр. стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая. Электроэнергия — тепловая.
Область производит полупроводники, осветительную аппаратуру, автосамосвалы, экскаваторы, кабель, металлообрабатывающий инструмент, химическое и медицинское оборудование. Центры — Саранск и Рузаевка. Традиционно — деревообработка, лесопиление, производство мебели и бумаги. Лёгкая промышленность производит швейную продукцию. Пищевая промышленность представлена мясным, маслосыродельным, сахарным и консервным производствами.
Сельское хозяйство — зерновое и животноводческое. Большие посевы пшеницы и кормовых культур. Крупные поставки товарного картофеля в другие области. Животноводство молочно-мясного направления. Также традиционная отрасль — пчеловодство.
Железные дороги: Москва—Самара, Нижний Новгород—Пенза, Красный Узел—Казань.
Республика производит поставки в другие районы продукции машиностроения, цемента, шифера, медицинских препаратов, сахара, топлива, металла, лесоматериалов.
Республика Марий Эл. Ведущими отраслями являются, как и во всём ЭР, машиностроение и металлообработка. Имеются инструментальный завод, заводы торговых машин, полупроводниковых приборов, экскаваторов.
Лесная промышленность на местном лесе и сплаве по волжским притокам. Производит мебель, древесную муку и стружку, детали домов.
Марий Эл — крупнейший поставщик искусственной кожи.
Имеется стеклозавод.
Сельское хозяйство производит рожь, гречиху, зернобобовые, овёс, пшеницу, картофель. Животноводство молочно-мясного направления — мясо, молоко, шерсть, яйцо.
Смотрите также
США современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития
Современные
США представляют собой достаточно интересный объект исследований для
экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток
времени стать ми ...
Население и государственное устройство Пакистана
Численность
населения страны в 2003 оценивалась в 150,69 млн. человек, тогда как в 1901 на
территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей.
Следовательно, примерн ...
Удивительная мерзлота
Давайте обсудим свойства удивительного
природного образования - мерзлой породы. Основные компоненты рыхлых отложений -
минеральные частички и вода, содержащая растворенные вещества в виде
е ...