Поволжский экономический районМатериалы студентам и ученикам / Поволжский экономический районСтраница 1
Состав района: (8 субъектов федерации) — Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Ульяновская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл Волгоградская обл., Астраханская обл.
Площадь 536,4 тыс. км2, население — 16,7 млн чел. (11,5% от РФ).
Выделяется среди других районов главной транспортной осевой линией всей территории — рекой Волгой.
Условия развития хозяйства. У района исключительно выгодное экономико-географическое положение. Именно о нем, наряду с Волго-Вятским районом, можно сказать, что он находится в центре, так как граничит с четырьмя другими экономическими районами и с Республикой Казахстан. Хорошо разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с соседями. На юге район выходит к Каспийскому морю, что позволяет через южные его порты осуществлять связь с Туркменией, Ираном и Азербайджаном.
Главнейшими ресурсами являются нефть и газ. Наиболее мощные залежи нефти сосредоточены в Самарской области и Татарии, по газу выделяются области юга района (крупнейшее газоконденсатное месторождение расположено в Астраханской области). Агроклиматические и почвенные ресурсы позволяют выращивать здесь многие сельскохозяйственные культуры умеренного пояса, а в самых засушливых районах иметь значительные площади для выпаса овец и крупного рогатого скота.
Население. Динамика численности имеет тенденцию к отрицательным значениям, что связано с естественной убылью населения и в последние годы с уже незначительным механическим притоком.
Средняя плотность населения достигает 31 чел/км2. Но разброс значений по субъектам федерации очень велик, в наиболее плотно заселенной Самарской области она достигает 61 чел/км2, а в Калмыкии чуть превышает 4 чел/км2. Более 70 % населения района — горожане. Крупнейшие города района — города-миллионеры — Казань, Самара. Близок к миллиону жителей Волгоград. Более 875 тыс. жителей имеет Саратов.
Различные национальности представлены не только в республиках, но и в областях. В республиках на первом месте стоят титульные народы, в областях преобладают русские. Помимо этого, проживают чуваши, мордва, марийцы, в Астраханской области казахи.
Промышленность. Многие отрасли промышленности базируются на собственных ресурсах: нефти, газе, гидроэнергии. Добыча нефти, начатая в середине 1950-х гг., к настоящему времени вывела район на передовые позиции в нефтехимии. Здесь представлены все стадии производства от добычи до получения готовых продуктов органического синтеза. В районе действуют 6 нефтеперерабатывающих заводов, на основе их продукции выпускаются синтетический каучук, минеральные удобрения, полиэтилен, искусственные волокна, продукция бытовой химии, ядохимикаты, пластмассы и смолы. Крупнейшим узлом нефтехимии является Самарский (Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск). В машиностроении выделяются автомобилестроение (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск, Энгельс (троллейбусы)), авиастроение (Казань, Ульяновск, Самара, Саратов), судостроение (Астрахань, Волгоград). В легкой промышленности важное место занимает текстильная: Камышин (крупнейший в России хлопчатобумажный комбинат), Барыш, Языкове, Сурск (шерстяные ткани), Балашов (синтетические ткани).
Значительное развитие получила пищевая промышленность.
Сельское хозяйство. Поволжье — крупнейший сельскохозяйственный район страны. По площади сельскохозяйственных угодий и по площади пашни он стоит на первом месте в стране. Район дает четверть валовых сборов зерна (первое место), выделяется по производству подсолнечника, риса, горчицы, поздних овощей, сахарной свеклы. В отдельных субъектах федерации выращивают лен, коноплю, эфиромасличные культуры, бахчевые культуры. В советский период значительная доля земель имела дополнительное орошение, что позволяло достигать высоких урожаев, в том числе и кормовых культур. По поголовью крупного рогатого скота и свиней он уступает лишь Уралу, а по овцам — Северному Кавказу.
Транспорт. Транзитное положение района определяет развитие почти всех видов транспорта. По плотности железнодорожной и автомобильной сети Поволжье значительно превышает среднероссийский уровень. Почти все железнодорожные магистрали, соединяющие западные и восточные районы страны, проходят через Поволжье. Именно отсюда в середине 1950-х гг. во все стороны пошли трубопроводы. Сейчас, помимо транспорта нефти и газа, по трубам идут продукты нефтехимии, например продуктопровод Тольятти — Одесса (аммиак).
Смотрите также
ОАЭ
...
Сравнение и выбор оптимальной системы определения местоположения
В настоящее время у многих ведомств и организаций
возникает необходимость оперативного слежения за местоположением и состоянием
подвижных объектов, а также передачи на них оперативной информ ...
США современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития
Современные
США представляют собой достаточно интересный объект исследований для
экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток
времени стать ми ...