Президентские выборы 1992 годаМатериалы студентам и ученикам / Мадагаскар / Президентские выборы 1992 годаСтраница 2
Важно, что, несмотря на политическое поражение, Рацирака остался сильным лидером и является реальным противовесом президенту Зафи & Co. Зафи, в целом, придерживается прозападных позиций, а Рацирака - в целом, антизападных, но в реальности оба мадагаскарских лидера - националисты и склонны к игре на противоречиях сторон. Этим они продолжают традиционную линию старых и новых лидеров Мадагаскара. Самое важное, что множество фактов социальной и экономической реальности Мадагаскара говорит о том, что эти две линии взаимно уравновешиваются: всегда есть приоритет одной из них, но нет однозначного доминирования.
Стоит учитывать, что в современной ситуации без четкого лидера и одной доминирующей партии, когда в стране имеют место этнические противоречия + четкие региональные противоречия + склонность к генерированию большого количества партий с непримиримыми позициями и оппозициями + отчаянно тяжкое внешнеэкономическое положение с долгом, превышающим 4 миллиарда долларов, добиться стабильности практически невозможно. Сложившиеся условия неизбежно приводят к тому, что иностранные компании, пытающиеся работать на Мадагаскаре или инвестировать в него, буквально вязнут здесь и становятся в высшей степени зависимыми от его нестабильности.
* * *
Сложившаяся ситуация и уход в оппозицию Рацираки с новой актуальностью поставили вопрос о взаимоотношениях различных регионов страны. Интересно и симптоматично следующее: Рацирака лишился президентской власти, но остался весьма значимым политическим лидером, а его основной опорой стали прибрежные районы страны, которые традиционно составляли оппозицию внутренним регионам с доминирующей группой мерина. Рацирака апеллировал к новой Конституции, построенной на федеральных принципах, новые же власти настаивали на унитарном варианте Конституции. Противоречие между федералистами и унитаристами оказалось весьма существенным и говорит о многом. Альтернатива “унитаризм : федерализм” держалась на острове долгое время и естественным образом решалась путем выяснения отношений между мерина и другими этническими группами. Потом вмешались французы и подвели все этническое разнообразие к общему колониальному знаменателю. Но это - дело временное, и в перспективе конфликт унитарного и федеративного подходов к государственному устройству Мадагаскара может только углубиться. При определенных обстоятельствах он может даже привести к выделению различных частей острова в качестве самостоятельных государств.
Этот процесс был бы весьма логичен с точки зрения борьбы Мадагаскара за свою независимость, потому что таким образом выбирается вариант, когда иностранным государствам, ориентированным на его эксплуатацию, все труднее становится контактировать с островом. Подобных примеров в Африке множество.
* * *
Политическая нестабильность в стране вызвала неизбежное следствие: западные инвесторы предпочли подождать стабильности; МВФ также отложил выдачу очередных кредитов - до выяснения обстоятельств. Экономическое положение в стране ухудшилось, резко покатились вниз самые разные показатели, например, рост ВНП. Правда, похоже на то, что все эти показатели на Мадагаскаре носят полуфиктивный характер и их снижение ни на что не влияет - это, скорее, забава для западных компаний, но не для местного населения.
Российским компаниям в первую очередь нужно учитывать динамизм существующей расстановки сил, понимать, кто есть кто, и при этом быть готовыми к периодической смене власть предержащих - без существенной наследственности, что может проявляться как в ротации коррумпированного аппарата правительства Мадагаскара, так и - самое главное - в радикальной смене правительства в целом, с текущими Президентом и Премьер-министром. При массе недовольных в стране нет никаких оснований надеяться, что приток западных инвестиций приведет к улучшению положения: оно катастрофически неважно, и никакие внешние меры его изменить не в силах. Все это гарантирует самую мощную оппозицию, имеющую массу поводов для использования народного недовольства.
Смотрите также
Усиление влияния Японии
Является ли Япония такой
же либеральной страной, как другие страны Запада? Ряд специалистов дают
отрицательный ответ на этот вопрос. Особый характер отношений между частными и
государственными сект ...
Основные требования к системе слежения за подвижными объектами
Система должна обеспечивать возможность слежения за
передвижением ценных грузов, легкового автотранспорта и других подвижных
объектов в реальном масштабе времени с точностью определения местоположен ...
Государство Израиль
Юго-Западная Азия –
исторически сложившийся регион, один из древнейших очагов мировой культура. Она
– родина трех из четырех географически наиболее распространенных в мире
религий: иудаизма ...