Внешняя торговляМатериалы студентам и ученикам / Южная Корея в мировой экономике / Южная Корея в мирохозяйственных
связях / Внешняя торговляСтраница 1
В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны.
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях.
До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки.
Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980г., 1,9 - в 1990 г. и 2,4% — в 1996 г.
Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.
Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%) и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась.
Экспорт-ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве (табл. 2).
Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.
Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 1976—1990гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 2,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов — с 1,25 до 2,1%, оборудования для дальней связи — с 1,7 до 3%, оргтехники — с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.
До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.
В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.
Таблица 2.
Товарная структура экспорта, %
1960 |
1980 |
1990 |
1994 | |
Продовольствие |
79, 1 |
6, 0 |
— |
24, 4 |
Легкая промышленность |
— |
48, 4 |
38, 7 |
23, 5 |
текстиль |
0, 0 |
28, 2 |
21, 4 |
13, 8 |
обувь |
0, 0 |
5, 0 |
6, 2 |
1, 5 |
Тяжелая промышленность |
— |
41, 6 |
55, 2 |
70, 3 |
химия |
— |
1, 6 |
2, 7 |
5, 7 |
металлы |
— |
14, 5 |
8, 7 |
8, 0 |
машины и оборудование |
0, 3 |
2, 7 |
9, 3 |
11, 1 |
электроника |
0, 0 |
9, 3 |
15, 7 |
21, 0 |
транспортные средства |
— |
6, 2 |
6, 8 |
12, 7 |
Смотрите также
Предприятия размещения Швейцарии
Производя анализ
современного состояния рекреационных ресурсов Швейцарии нельзя не дать
характеристику предприятиям размещения страны, так как они являются
неотъемлемой частью изучаемой проблемы.
...
География отраслей машиностроительного комплекса РФ
...
Государство и право в Германии в новое и новейшее время
К началу XIX в. Германия все еще оставалась - хотя номинально
- "Священной римской империи германской нации", имевшей в своем
составе более 300 государств. Большинство их было мало ...