Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы
и особенности его размещенияМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы
и особенности его размещенияСтраница 3
· Базовый уровень развития науки и техники.
· Пути сообщения и транспортная сеть.
· Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
· Формы организации производства
· Масштабы, структура и география потребления продукции.
· Транспортабельность сырья и готовой продукции.
· Экологическая обстановка в регионе.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:
Наукоёмкость:
Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость:
Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость:
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Близость потребителя:
Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегическийаспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Смотрите также
Южная Корея в мировой экономике
Южная Корея во второй
половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста
развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными
природными ресурсами, она ...
Народ Германии
Германия? Что же стоит за
благополучием этой европейской страны? Только ли экономико–географическое
положение, благоприятное стечение обстоятельств или это результат многовековых
исканий не ...
Япония в мировом хозяйстве
Япония – одна из
наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по
экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это
объясняется не столько ...