Уровни адаптации новаций мировой науки в советстком научно-географическом сообществеМатериалы студентам и ученикам / Уровни адаптации новаций мировой науки в советстком научно-географическом сообществеСтраница 3
Характерно, что авторы специализируются на адаптации соответствующей теории или методологии. Привязанности весьма устойчивы. Это можно проследить по динамике публикаций. В.А.Шупер занимается анализом расселения в СССР с позиций теории центральных мест практически на протяжении всей своей научной деятельности. Длительное время занимается применением пространственно-временной методологии Лундской школы и Н.В.Петров. Оба автора написали кандидатские диссертации по данным темам.
Специализация, вероятно, необходимый элемент профессионального подхода к адаптации достижений мировой географической науки на уровне целостных теории и методологии. Если частное положение можно применить в порядке хобби в одной или нескольких публикациях, то относительно целостных разработок высокого уровня общности подобное отношение невозможно. Кратковременность интереса к ним обернется декларативностью и дилетантством.
Для данных авторов характерно, что они не ориентируются на пассивную адаптацию новаций, применение новинок без их усовершенствования. Исходные положения успешно развиваются. Например, В.А.Шупер. На примере Москвы и столичного региона показал процесс деформации идеальной решетки расселения в условиях гипертрофированно развитого центра первого порядка.
Развитие исходных теоретических и методологических положений важное условие плодотворности их применения в советской географической науке. Некоторые представители советского научно-географического сообщества, которые берутся за эти исследования, не останавливаются на пересказе. Этому способствует их своеобразные, в сравнении с западными, ценностные установки. От встречи советских географов с зарубежной научно-географической мыслью могут появляться оригинальные результаты.
Пример работ В.А.Шупера и Н.В.Петрова показывает, что для плодотворного усвоения достижений зарубежной географической науки необходимо соблюдать следующие условия:
· четко отделять идеологические интерпретации от конкретных научно-географических теорий и методологий, нейтральных относительно них;
· специализироваться на применении теорий и методологий к информации по СССР и их адаптации в рамках советской географической науки;
· добиваться профессионального уровня освоения и применения положений зарубежной географической науки;
· не ограничиваться пассивным применением исходных идей, развивать их на основании исследования отечественного материала.
Для современного советского научно-географического сообщества адаптация достижений мировой географической науки на уровне целостных теорий и методологий исключение. Это происходит не потому, что все зарубежные теории и методологии освоены. В.А.Шупер и Н.В.Петров монополисты в советском научном сообществе по своим “разделам” западной географической науки. Причина вероятно, не в их нежелании уступать место, а в отсутствии желающих активно подключиться к аналогичной работе и на профессиональном уровне. Можно привести примеры отдельных публикаций как по одной, так и по другой теме, но их научный уровень резко отличается от рассмотренных работ
Подобное положение естественно и закономерно для метагеографической культуры, доминирующей в советском научно-географическом сообществе. Чтобы изменить положение, необходима не столько более активная пропаганда отдельных теорий и методологий зарубежной географической науки, сколько изучение и изменение метагеографической культуры сообщества. Это основная причина создавшегося положения. Остальное – следствия многочисленные.
Следующим уровнем адаптации новинок мировой науки советским географическим сообществом является усвоение целостных предметных и методологических областей познания. Это наиболее сложный и спорный уровень. Он практически не освоен и может встретить большое количество возражений. Некоторые из них сводятся к политическим обвинениям. Обсуждение проблем переводится в плоскость поиска идеологических диверсантов. При желании их всегда можно найти.
Выход на данный уровень возможен только при условии продолжения политики гласности и перестройки, дальнейших шагов по демократизации советского общества и научной деятельности в СССР. Без этого ставить вопрос об усвоении целостных областей познания зарубежной науки в советской географии практически невозможно. Это не дает никакого результата, если ставить вопрос очень осторожно и дает резко негативный для автора результат, если ставить вопрос четко. Рассмотрим данный уровень на примере географии человека в предметном аспекте, и философской революции в методологическом аспекте.
Смотрите также
Население планеты
География происхождения
человека. Источники данных о численности населения: переписи. Численность
населения регионов и стран мира.
Демографические показатели:
абсолютные и относительные. ...
США современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития
Современные
США представляют собой достаточно интересный объект исследований для
экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток
времени стать ми ...
Схема Н. Н. Баранского
Известно, что любая отрасль
человеческого знания развивается в двуедином процессе дифференциации и интеграции.
Чаще всего ученые идут по одному из этих направлений – по направлению
диффер ...