Транспортный комплекс РФМатериалы студентам и ученикам / Транспортный комплекс РФСтраница 1
Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортно? о фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России (табл. 6).
Таблица 6. Протяженность транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта в 1992
Вид транспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс. км. |
Грузооборот |
Пассажирооборот | ||
Млрд.т-км |
Удельный вес,% |
Млрд, пассажиро-км. |
Удельный вес,% | ||
1.Железнодорожный |
87 |
1967 |
41,5 |
253,2 |
37,2 |
2.Морской |
- |
405 |
8,5 |
0,5 |
0,1 |
3.Внутренний водный |
100 |
136 |
2,9 |
1,9 |
0,3 |
4.Трубопроводный |
203 |
2190* |
46,2 |
- |
- |
5.Автомобильный |
466** |
43 |
0,9 |
212*** |
31,1 |
6.Авиационный |
- |
1,8 |
0,04 |
177,7 |
26,1 |
7.Другие виды транспорта |
- |
- |
- |
35,6 |
5,2 |
ВСЕГО |
4742,8 |
100,0 |
680,9 |
100,0 |
Смотрите также
Порто-Ново
Порто-Ново
является номинальной столицей страны, правительство и большая часть бизнеса
давно переехали на запад в Котону. Однако Порто-Ново, приблизительно со 180
тыс. жителей, остается дос ...
Сравнение и выбор оптимальной системы определения местоположения
В настоящее время у многих ведомств и организаций
возникает необходимость оперативного слежения за местоположением и состоянием
подвижных объектов, а также передачи на них оперативной информ ...
Введение
Государство Южная
Корея (Республика Корея) расположено в восточной Азии, занимает Корейский
полуостров, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов.
Территория — 220, ...