Структура единой транспортной системы и место в ней
железнодорожного транспорта по территории страныМатериалы студентам и ученикам / Развитие и размещение железнодорожного транспорта / Научные основы развития и размещения транспорта на территории
страны / Структура единой транспортной системы и место в ней
железнодорожного транспорта по территории страныСтраница 1
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.
Социально-экономический аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно – качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Другой основой развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного процесса грузов и людей, которая видоизменяется на различных путях сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транс-порта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача – отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно плани-руемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом.
Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регуляр-ностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны на 1995г[1].
Для сравнения:
Трубопроводный транспорт…………………………24,0%
Морской транспорт………………………….………….2,3%
Внутренний водный транспорт……………… .…… 5,9%
Автомобильный транспорт……………………… .…30,5%
Воздушный транспорт……………………………… .0,3%
Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, %[2]:
1. автобусный………………….50,1
2. железнодорожный………….4,8
3. троллейбусный…………… 18,9
4. трамвайный…………………16,9
5. метрополитенный……………8,7
6. таксомоторный……………….0,3
7. морской……………………… 0,1
8. внутренний водный………….0,1
Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при наличии 7% протяженности железных дорог мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/31.
Смотрите также
Урбанизация
После Гражданской войны
и особенно с начала 1950-х годов в Испании стали быстро расти города. В период
1950–1970 численность городского населения ежегодно увеличивалась на 2,3%, тогда
как численнос ...
Особенности современной американской экономики
Соединенные Штаты Америки - это передовая капиталистическая держава,
обладающая большой производственной мощью и огромным потенциалом развития. Эта
огромная во всех смыслах страна, широко од ...
Инфраструктура транспорта Киева
Обеспечение
стабильной работы городского пассажирского транспорта является важным
направлением разрешения проблем жизнедеятельности киевлян. Удается удерживать
высокий уровень обслуживания населени ...
