Международно‑правовой режимМатериалы студентам и ученикам / Океан / Международно‑правовой режимСтраница 2
Международно-правовое регулирование рыболовства и других морских промыслов в О. устанавливается в целях рационального промысла, не нарушающего воспроизводства биомассы О.
Прибрежные государства в рыболовных зонах, прилегающих к их территориальным водам, резервируют за своими гражданами преимущественные или исключительные права на ведение рыбного и иных морских промыслов. Имеется значительное число многосторонних и двусторонних соглашений, регулирующих рыбный и др. морские промыслы в открытом море; в некоторых таких соглашениях участвует СССР (например, Конвенция 1949 по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана, Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946, Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957). Важное значение имеет декларация 6 социалистических стран 1972 о принципах рациональной эксплуатации живых ресурсов О. в общих интересах всех народов.
Международно-правовой режим научных исследований ставит своей задачей обеспечить благоприятные условия для проведения всесторонних исследований О., а также атмосферы и космоса с морских акваторий. Этот раздел морского права находится в стадии становления. Деятельность исследовательских судов в различных акваториях О. определяется статусом этих акваторий, т. н. правом флага, принципом свободы открытого моря и др. Важное значение имеет соглашение, заключённое в 1973 СССР и США, о сотрудничестве в области исследования О.
Международно-правовой режим дна и недр — малоразработанная область современного международного морского права. Промышленная деятельность на дне О. (как и охрана морской среды), в отличие, например, от торгового и военного мореплавания, — "нетрадиционный" вид морепользования, получивший развитие в 60-х — начале 70-х гг., что вызвало необходимость соответствующего правового регулирования. Наиболее четко урегулированы вопросы правового режима континентального шельфа. Дно и недра О. за пределами шельфа открыты для использования исключительно в мирных целях всем государствам, без какой-либо дискриминации, причем разведка и разработка естественных ресурсов дна О. не должны противоречить принципам свободы судоходства, рыболовства, научных исследований и др.
Международно-правовая охрана среды О. имеет целью обеспечить сохранность морской среды, экологическое равновесие при проведении любой деятельности по использованию О., предотвратить его загрязнение (в особенности радиоактивное заражение), нарушение существующих биологических, химических и физических соотношений и процессов, а также причинение недопустимого ущерба флоре и фауне, структуре дна и недр, атмосфере над О. и т.д. Имеются международные конвенции и внутригосударственные законы по борьбе с загрязнением, заражением морской среды (например, конвенции по борьбе с нефтяным загрязнением — 1954, 1962, 1969, 1972, 1973); недопустимость радиоактивного заражения О. установлена Женевской конвенцией об открытом море 1958, договором о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и др.
С правовым режимом О. тесно связан и правовой режим воздушного пространства над соответствующими акваториями. Так, воздушное пространство над внутренними водами и территориальными водами данного государства находится под его полным и исключительным суверенитетом, право "мирного пролёта" над этими акваториями без разрешения прибрежного государства не допускается. Регулярные международные рейсы авиакомпаний совершаются по установленным в международных соглашениях воздушным трассам, а эпизодические полёты — только с разрешения соответствующего государства. Воздушное пространство над открытым морем находится в общем пользовании всех государств и свободно для полётов всех аэронавигационных аппаратов.
Соблюдение норм международного морского права на О. — один из важнейших факторов развития международного сотрудничества, обеспечения мирного сосуществования государств с различными социальными системами, оно предполагает устойчивый правопорядок, т. е. установленный нормами международного морского права порядок отношений государств на О. в связи с использованием его в качестве международных путей, источника естественных и минеральных богатств, а также источника научных знаний.
Лит.: Актуальные проблемы современного международного морского права, М., 1972; Океан, техника, право, М., 1972; Гуреев С. А., Коллизионные проблемы морского права, М., 1972; Колодкин А. Л., Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы, М., 1973.
Смотрите также
Экономическая география и регионалистика
Экономическая
география и регионалистика – это комплекс научных дисциплин, изучающих
экономические процессы и явления в территориальном , географическом аспекте.
Основываяс ...
Предприятия размещения Швейцарии
Производя анализ
современного состояния рекреационных ресурсов Швейцарии нельзя не дать
характеристику предприятиям размещения страны, так как они являются
неотъемлемой частью изучаемой проблемы.
...
Восприятие народом осваиваемой территории
Процесс освоения территории связан с адаптацией человека к
среде обитания (природной и социокультурной) - в том числе с психологической
адаптацией. В ее ходе формируются определенные модели ...