Переход от колониализма к неоколониализмуМатериалы студентам и ученикам / Мадагаскар / Переход от колониализма к неоколониализмуСтраница 2
После того, как были прокручены аферы с референдумом и получены гарантии прихода к власти “кого нужно”, Франция несколько либерализировала свое отношение к Мадагаскару. Его стали готовить к предоставлению “полной независимости” от Франции, что стало итогом очевидных гарантий перехода власти в надежные профранцузские руки Тсирананы. 29 апреля 1959 года была принята Конституция новой независимой страны, согласно которой Президент Мадагаскара избирался на 7 лет, получая при этом очень большие полномочия, и мог быть переизбранным на повторный строк.
После этого, в апреле 1960 года было подписано соглашение о дальнейшей кооперации Франции и Мадагаскара, и только после всех многочисленных приготовлений 26 июня 1960 года Мадагаскар стал независимым государством: период 64-летнего колониального правления Франции на острове завершился, и начался период неоколониального правления.
Режим Филиберта Тсирананы просуществовал с 1960 по 1972 год - целая эра в истории Мадагаскара, которая совершенно однозначно интерпретируется как период неоколониализма: правители Мадагаскара этого времени были явными марионетками Франции; колониальная французская администрация на острове практически без изменений осталась на своих местах. Появилось и некоторое количество местных начальников, но они не особенно вмешивались в дела.
Президент Тсиранана - воспитанник Франции. Он закончил университет Монпелье, знаменитый тем, что готовил кадры для колониальных администраций и многие президенты и члены правительств “освободившихся” французских колоний были выпускниками этого почтенного учебного заведения, которое являлось своего рода аналогом Университета Дружбы Народов, но носило достаточно закрытый характер и было ориентировано на обучение элиты из и для французских колоний Азии и Африки.
Во время восстания 1947 года Тсиранана находился во Франции. Он вернулся на Мадагаскар только в 1950 году и до 1952 года не вмешивался в политическую деятельность. Тсиранана был идеальным кандидатом на пост марионеточного главы островного государства.
После того, как он стал президентом страны, на Мадагаскар позволили вернуться прежним лидерам, реально боровшимся против французов в послевоенный период и пострадавшим в 1947 году. Наиболее видным из них предложили занять не особенно важные министерские посты. В новом правительстве оппозиционными были только два министра, а все остальные поддерживали прекрасные отношения с французами. Таким образом были соблюдены все приличия.
Демократические перемены прошли столь гладко и все складывалось так замечательно, что французам, жившим на Мадагаскаре, не пришлось даже эмигрировать на свою историческую родину. Более того, они стали принимать новое гражданство! Это удивительный пример: в громадном большинстве колоний белое население из бывших метрополий покидало их незадолго до выборов нового Президента, но на Мадагаскаре все было иначе.
Новое правительство Мадагаскара повело прозападную политику. С социалистическими странами - за исключением Югославии и Румынии - дипломатические отношения установлены не были. Неплохие политические отношения поддерживались с ЮАР, которая в то время уже ввела осуждаемый большинством стран режим апартеида. Экономические же контакты с ЮАР были достаточно вялыми, и на мадагаскарский рынок ее не пускали: Франция видела в ЮАР конкурента и серьезно (и весьма обоснованно) опасалась южно-африканских компаний.
Тсиранана и профранцузская администрация проводили весьма тонкую тактику пропаганды против этнической группы мерина, которая по-прежнему оставалась основным врагом французов, выступая за самостоятельность Мадагаскара не на словах, а на деле. Во время всего правления Тсирананы мерина противопоставлялись остальным этническим группам острова, а французская пропаганда всячески подчеркивала отличия мерина от остальных жителей Мадагаскара, проводя мысль, что только французы спасают остальные этнические группы от дискриминации со стороны мерина. В то же время было бы опасно чересчур портить отношения с мерина, поэтому некоторые представители этой этнической группы занимали важные министерские посты на острове.
Феноменом Мадагаскара 1960 - 72 годов является невероятный расцвет коррупции. Если бы в этом деле регистрировались рекорды, то Мадагаскар стал бы несомненным чемпионом. Причины сложившейся ситуации были просты: экономика оставалась делом частных компаний; французы сохранили все свои позиции в этой области, и с острова нельзя было ничего продать без соответствующей проверки и утверждения своего рода “экономическим НКВД” Франции. В то же время официально вся власть находилась в руках местных представителей, и все государственные чиновники были островитянами. Итогом странного альянса стало невероятно расцветшее взяточничество. В целом, это характерная и типичная история. Коррупция в Африке есть итог не патологического характера жителей этого континента, но целенаправленной политики западных компаний и государств в отношении “третьего мира”.
Смотрите также
Султанат Оман
На юго-восточной части аравийского полуострова, там, где пустыня
встречается с Индийским океаном, раскинулось государство, своим названием
навевающее о сказке Востока – СУЛТАНАТ ОМАН. Оманск ...
Восприятие народом осваиваемой территории
Процесс освоения территории связан с адаптацией человека к
среде обитания (природной и социокультурной) - в том числе с психологической
адаптацией. В ее ходе формируются определенные модели ...
Предприятия размещения Швейцарии
Производя анализ
современного состояния рекреационных ресурсов Швейцарии нельзя не дать
характеристику предприятиям размещения страны, так как они являются
неотъемлемой частью изучаемой проблемы.
...