Теория демографического переходаГеография населения и демография / Теория демографического перехода
Согласно теории демографического перехода, процесс естественного движения населения в XX в. разделяется на четыре стадии:
1. рождаемость и смертность высокие (примерно равны 40 промилле)
2. рождаемость немного снижается, смертность резко снижается до отметки 15 промилле. В 1950 г. естественный прирост максимален. Этот момент обычно называют демографическим взрывом.
3. смертность перестает снижаться, рождаемость уменьшается с той же скоростью
4. наше время - рождаемость - 24 промилле, смерность - 9 промилле.
С изменением показателей рождаемости и смертности связаны исторические типы воспроизводство населения:
1. архетип - присваивающие хозяйство
2. традиционный тип - существовал до середины XIX в. Рождаемость - приблизительно 40-45 промилле, смертность - 30-35 промилле. Высокая детская смертность (200-300 промилле). Низкая продолжительность жизни - 25-35 лет. В России эта стадия продолжалась до 1920 г.
3. современный тип - невысокая рождаемость и низкая смертность (24 и 9 промилле)
В России было три демографических кризиса:
1. Гражданская война 1914-1921: демографические потери (включая потери от снижения рождаемости) население уменьшилось на 12-18 млн. чел.
2. Неурожай и голод 1933-1934: Потери - 5-6 млн. чел.
3. Великая отечественная война: общие потери России составили 21-27 млн. чел.
Смотрите также
Заключение
В 90-е годы японская
экономика столкнулась с целым рядом серьезных проблем, проявившихся в ходе
экономического кризиса 1993г. Стали исчезать преимущества японской
организационной модели. Экономичес ...
Характеристика и проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона
В данной работе
рассмотрены основные особенности АТР.
Опираясь на информацию
учебной литературы, Я рассмотрел основные страны этого региона, Новые
Индустриальные Страны и важнейшие гру ...
Проблемы и перспективы развития и размещения железнодорожного
транспорта в РФ
Происходящий в последние годы спад
объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению
объемов перевозок и значи-тельному ухудшению экономического положения
желез ...